Форум-2014

 

Общероссийская Ассоциация общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «Дети плюс» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки России проводят ХIХ Всероссийский Форум организаторов детского и молодежного отдыха и оздоровления «Анапа-2014 «Стратегия развития детского отдыха - 2020».

Форум состоится с 10 по 20 сентября 2014 года на базе Детского санаторно-оздоровительного лагеря «Кавказ» (Краснодарский край, город-курорт Анапа, Пионерский проспект, 49).

Официальная тематика Форума: «Стратегия развития детского отдыха - 2020».

В Анапе проходит выставка «Бело-голубые просторы». На ней представлены работы мастеров со всей страны. Ремесло, в котором они работают

почитается в России и за ее пределами. Неповторимыми узорами  гжели полюбоваться можно в отделе краеведения анапского археологического музея. 

Сотрудничество анапского музея и мастеров со всей России началось еще в 2005 году. Именно тогда ремесленники привезли оригинальную выставку. На ней были представлены не только кувшины, подносы, тарелки с классическими узорами, но и символы года по восточному календарю. Тогда это был год собаки. Вот так слились две культуры. Организаторы решили - сотрудничать будут и дальше, а выставка должна радовать гостей новинками и необычными сюрпризами. С тех пор мастера всегда привозят что-нибудь новое и неизведанное. 

Объекты придорожной торговли в Анапе приведут к единому облику

Внешний вид торговых палаток и рынков, расположившихся вдоль федеральных трасс и краевых дорог, должен быть единого образца. Этого потребовал глава Анапы, проинспектировав объекты придорожного сервиса. Сергей Сергеев побывал в каждом сельском округе. И дал ряд поручений местным главам и ответственным службам.

Курортный сезон в самом разгаре, в Анапу едут все новые отдыхающие. А по дороге наши гости делают остановки: заглядывают в кафе, заходят в магазины и на рынки, расположенные вдоль трасс. Как встречают гостей на объектах придорожной торговли и можно ли говорить о придорожном сервисе как таковом?

Эти вопросы стали главными во время очередного объезда главы Анапы въездных федеральных трасс. С первых же минут рабочей поездки Сергеев делает серьезные замечания предпринимателям. Например, хозяину магазина на трассе перед хутором Тарусин. Здесь торгуют товарами для садоводов, оригинальными фигурами для оформления дачных участков. Все это, безусловно, интересная и нужная людям продукция. Вот только выставлять ее почти у самой обочины дороги, значит, создавать угрозу для проезжающих мимо автолюбителей. На долю секунды задержишь взгляд на этой красоте, и аварии не избежать.

«Это полоса отвода, здесь ничего не должно быть! - говорит глава Анапы. И добавляет про саму торговую точку и выставленный перед ней товар: Обновить вывеску и облагородить территорию. Не в траве и бурьяне стоять всей этой красоте. Пусть оно будет: никто по рукам не бьет. Но должно быть цивилизованно!»

Еще одна остановка – торговый объект, на котором Сергей Сергеев уже акцентировал свое внимание во время майского объезда въездных трасс. Тогда он был возмущен увиденным: царящей в помещениях пекарни антисанитарией, видом торгового зала и неопрятностью продавца. Собственник придорожного бизнеса услышал замечания главы. Сегодня в помещениях пекарни идет ремонт, на прилегающей территории выложена плитка и высажены цветы. Совсем другой вид и отношение. Глава поблагодарил предпринимателя и сделал еще одну ремарку: не надо держать покупателей на улице у небольшого окошка, торговля должна осуществляться внутри магазина.

Придорожный сервис - это еще и заправки вдоль трасс. Радуют глаз такие, например, благоустроенные и ухоженные, как АЗС «Роснефти» на трассе Анапа – Новороссийск в районе Юровки и Гостагаевской. На территории порядок и чистота, разбиты цветочные клумбы.

Сельскохозяйственные рынки вдоль въездных трасс, будь то отдельно стоящая палатка или павильон или мини-ярмарка, - все должно быть приведено к «единому знаменателю». Да, на прилавках изобилие – арбузы, дыни, персики, яблоки, груши, а вот оформление «нулевое». Почему бы не сделать саморекламу с помощью ярких плакатов и слоганов: «Покупай кубанское!», «Кубанское – самое лучшее!». 

Яркий баннер, единое дизайнерское решение, форма и бейджи для продавцов – если торговать, то только так. «Придорожный сервис должен быть цивилизованным!»  - главное требование Сергеева. Свои замечания он адресовал главам сельских округов, это их зона ответственности. И городским службам. Сроки для устранения недостатков даны небольшие, но реальные. Тем более что впереди еще два месяца активной торговли. Глава Анапы подчеркнул: он обязательно вернется к этой теме и проконтролирует выполнение поручений.

ОБУЧЕНИЕ ПОДВОДНОМУ ПЛАВАНИЮ

 

Авторы : 

  Прапор С.С. - профессор, инструктор КМАС по детским погружениям.

Прапор B.C. - инструктор КМАС-КПДР по детским погружениям.

    В 2004 году, впервые в России, в г.Москве Конфедерация подводной деятельности России (КПДР) совместно со Всемирной конфедерацией подводной деятельности (КМАС) был проведен семинар инструкторов по детским погружениям . Пятнадцать инструкторов подводного плавания из России и Украины получили Международный сертификат на право обучения детей подводному плаванию.

КМАС рекомендует возрастные группы 8-14 лет. Дети старше 14 лет обучаются по программе для взрослых.

Стандарты по детским погружениям предписывает:

1.  Медицинская справка должна быть выдана врачом, знающим о проблемах связанных с детскими погружениями.

2.  КМАС рекомендует срок действия медицинских справок для возраста 8-12 лет - 6 месяцев, для возраста 12-14 лет - 1 год.

3.  Первое     обследование     должно     включать     проверку     у отоларинголога.

4.  Ребенок должен проплыть без снаряжения минимум 25 метров.

Необходимый персонал для обучения детей.

Первое погружение: один инструктор на одного обучающего.

 

В естественной среде или плавательной бассейне, если глубина погружения превышает 5 метров:

- один инструктор на одного обучаемого;

-  один инструктор на 2-х обучаемых, если они имеют  квалификацию «Группа».

В искусственной среде:

- один инструктор может контролировать максимум 3-х обучаемых.

 

Требования безопасности.

Стандарты погружений зависят от возраста и квалификации подводного пловца.

 

Возраст

Первое погружение

Подводный пловец с «Бронзовым, серебряным дельфином»

Подводный    пловец    с «Золотым дельфином»

8 - 9 лет

2 метра

5 метров

-

9 -10 лет

2 метра

5 метров

-

10 12 лет

3 метра

5 метров

5 метров

12- 14 лет

3 метра

5 метров

10 метров

(квалификация с правом погружения в группе)

Число погружений ограничивается одним в течении 24 часов. Ночные погружения - не рекомендуются.

КМАС рекомендует:

-   при  температуре  менее  +12  градусов  погружения  для  детей  -ЗАПРЕЩЕНЫ:

- в воде с температурой +12 градусов, максимальное время пребывания - 10 минут;

- при более высокой температуре максимальный период погружения -25 минут.

Снаряжение для погружения детей:

-  ласты должны быть легкими, а маска должна быть подогнана по размеру лица ребенка;

-  регулятор должен быть гибким и легким, а загубник должен быть адаптирован для ребенка;

-   гидрокостюм  должен  быть  специально   сделан  для  детей   и,   в зависимости  от  температуры  воды,   включает  штаны   полной  длины  и обязательно - носки (ботинки);

- груза должны быть небольшого размера, без острых углов;

- карманы для грузов должны быть адаптированы для ребенка;

 - компенсатор может использоваться по усмотрению инструктора.

 

Снаряжение обучающего инструктора.

В дыхательную систему (редуктор - лёгочный автомат) должен обязательно входить второй лёгочный автомат (октопус), адаптированный для ребенка. Инструктор должен всегда знать глубину и продолжительность погружения.

 

Обеспечение безопасности.

Обеспечение безопасности на поверхности   до и после погружения должно осуществляется инструктором, имеющим соответствующую квалификацию. Помимо контроля, в его обязанности входит:

- организация возможной медицинской помощи;

-   регистрация   в   книжке   погружений   (логбуке)   всех   параметров погружения;

фиксирование  вопросов,  необычных  событий,  происшествий  в журнале погружений.

 

Медицинское оборудование должно включать:

- кислородную маску, адаптированную для детей;

- аптечку первой помощи;

- высококалорийную пищу.

 

Руководитель группы должен:

-  осуществлять общий контроль, не допускать громких разговоров и выкриков;

- руководить размещением групп;

- руководить играми и купанием.

 

Окончание курса.

 Удостоверения выдаются в следующем порядке:

-  подводный пловец с «бронзовым дельфином», потом с «серебряным дельфином» и затем с «золотым дельфином».

Можно получить квалификацию:

-    с   уровня   подводного   пловца   с   «бронзовым   дельфином»   -квалификацию «группа»;

-    с   уровня   подводного   пловца   с   «серебряным   дельфином»   -квалификацию «лодка-1», «лодка-2» и «компенсатор».

Эти квалификации должны быть обязательно получены после занятий в море. Присвоение этих квалификаций никаким образом не должно быть результатом экзамена, а результатом непрерывной оценки во время занятий. Переход одного удостоверения к следующему может происходить в течение одного недельного курса в естественной среде.

Как видно из вышесказанного подводное плавание достаточно дорогостоящее занятие и требует квалифицированного инструктора.

В детском санаторно-оздоровительном лагере «Кавказ» администрация, реально соизмерив свои желания и возможности, решила эти задачи. Закуплено 6 комплектов детского подводного снаряжения и оборудования на сумму около 200 тыс. руб. Отремонтировано помещение под компрессорную установку. Для занятий привлечен преподавательский состав высокой квалификации (Высшее образование, инструктор подводного плавания по детским погружениям).

 

Как проводятся занятия.

Во время волнения на море проводились 30 мин. теоретические занятия по

темам:

- история водолазного дела и подводного плавания;

-    физические   и   физиологические   основы   подводного   плавания (свойства   воды и воздуха, атмосферное давление, сведения по анатомии человека, закон Архимеда);

- комплект № 1 (трубка, маска, ласты);    -

- устройство и принцип работы акваланга (редуктор, легочный автомат, октопус, манометр);

- сигнальные знаки, способы общения подводников;

- костюм для подводного плавания, компенсатор плавучести;

-   дополнительное   снаряжение   (подводный   фонарь,   нож,   компас, глубиномер, часы, подводная фотокамера).

 

Практические занятия в условиях лечебно-оздоровительного лагеря «Кавказ» проводились на пляже по 1 час. на отряд 20-30 человек - 4 инструкторами. Один - выдавал снаряжение (маски, трубки, ласты), второй - фиксировал в журнале пришедших на занятие и делал разминку, третий и четвертый, с пятью обучающимися каждый, - работал на воде.

Первое занятие.

Знакомство с группами (умение плавать, обучение плавать кролем на груди).

Второе занятие.

Скомплектованная по умению плавать группа получала ласты и обучалась их правильно использовать (одевание, вход в воду, плавание без рук с выдохом в воду, элементы ныряния).

Третье занятие.

Получение маски и трубки, ласт. Обучение: проверка герметичности маски

(метод присасывающего действия маски), регулировка ремешка маски и

подгонка маски и ремешка по своей голове, одевание маски, прикрепление

трубки.

На воде - обучение плаванию в комплекте № 1 (плавание, элементы ныряния,

продувание трубки). Упражнения выполняются парами.

Четвертое занятие.

Закрепление пройденного курса на воде.

Пятое занятие.

Плавание в комплекте №1  в гидрокостюме с грузами. Вывешивание -

отработка «нулевой» плавучести.

Шестое, седьмое, восьмое, девятое занятия.

Выезд на Большой Утриш для погружения с аквалангом.

Гигиенические мероприятия и меры безопасности.

1.  Трубки, загубники после каждого употребления обрабатываются 75% спиртовым раствором.

2.  Анализ воздуха закачанного в баллоны проводится один раз в месяц.

3.  С группой во время погружения выезжал медработник с аптечкой первой помощи.

После   завершения   сезона  2005   г.   в   программу   потребовалось   внести небольшие изменения:

1.  Для группового - фронтального обучения детей плаванию и нырянию в комплекте № 1 (около 500 человек) требуется 5 преподавателей.

2.  Для индивидуального - дифференцированного подхода к желающим заниматься подводным плаванием (не более 30 человек в смену) еще 3 преподавателя.  Группа комплектуется из  детей умеющих хорошо плавать,   возраст   10-14   лет  (более   широкий   выбор   по   возрасту лимитируется наличием нужных размеров гидрокостюмов)

3.  Для организации обучения плаванию (их около 20%) требуется два преподавателя с  высшим  физкультурным образованием,  имеющие опыт обучения детей в бассейне.

4.  Пополнить     количество     масок     (импортных)      и     трубок     с адаптированными загубниками для детей 8-10 лет.

5.  Заменить грузовые пояса (8 комплектов) и груза к ним (50 штук по 1 кг).

 

Программа «Подводная подготовка»

 

Руководитель                                                                       Прапор С.С.

 

Цели и задачи программы:

 

·         Знакомство ребят с морем, изменениями состояния моря, его обитателями, морскими профессиями.

·         Знакомство с используемыми приспособлениями, способами проникновения в подводный мир, с подводным снаряжением.

·         Обучение навыкам пользования подводным снаряжением и знакомство с принципами организации деятельности в опасных условиях.

·         Мотивация развития личностных качеств.

·         Мотивация здорового образа жизни, контроля и укрепления здоровья.

·         Разработка методик и развитие принципов деятельного (практико-ориентированного) образования в совершенствовании программ «Подводная подготовка» в ДСОЛ «Кавказ».

 

Содержание программы (курса).

Iэтап «Первый комплект».

1.1. Вода на Земле – постоянное движение. Жизнь в море. Почему человек не может жить под водой. Что можно увидеть на пляже? Под водой?

1.2. Маска – окно в подводный мир. Как с ней дружить. (Подмасочное пространство. Обжим. Запотевание.)

1.3. Практика работы с маской. Задержка дыхания. Удаление воды из-под маски. Видимость под водой, от чего зависит.

1.4. Трубка и ласты. Освоение ныряния. Проныривание на задержке дыхания. Выдувание воды из трубки. Работа с маской.

1.5. Упражнения (игры) в к-те № 1. зачем нужны грузы? Гипервентиляция. Плавучесть. Опасности ныряния. (Free-diving). Жак Майоль.

1.6.        Отдельный блок – занятия с начинающими, обучение с использованием маски, трубки, ласт.

II этап «Знакомство с аквалангом»

2.1.  Как дольше удержаться под водой? История водолазного дела. Кусто, акваланг, подводные лодки.

2.2.  Как работает (устроенный) акваланг, как из него дышать, его вес, как одевается на человека. Рабочая проверка. Понятие давления, манометр, компрессор.

2.3. Четыре «не», которые «не пускают » (не допускают) под воду:

- не-здоровье;

- не-знание;

- не-дисциплинированность;

- не-внимательность.

Понятие «допуск к погружению». Убрать «не». Самоконтроль. Понятие страховки.

2.4. Упражнение на отработку дыхания из акваланга (легочного автомата) – на глубине «по грудь» и до 2 м.

2.5. «Подводная прогулка» (Утриш) на глубине 1-2 м. на октопусе.

 

IIIэтап. «Погружение» (на глубину до 5 м.)

3.1          Влияние давления. Специфические заболевания водолазов – обжим, кислородное голодание, кислородное отравление, баротравма (уха, легких, придаточных полостей носа), кессонная (декомпрессионная) болезнь. Последствия. Способы предотвращения (профилактики) заболеваний и необходимость строгого соблюдения правил погружений.

3.2.        Взаимодействие людей и моря. Этика отношений. Правила. Разговоры под водой (международный код сигналов рукой). Как вести себя под водой – движения, дыхание, контроль. Действия в экстремальной ситуации (спокойно     дыши     думай     действуй).

3.3. Организация погружений. Обязанности участников погружений. Получение допуска: врач + зачет.

3.4. Учебное погружение с инструктором: брифинг (инструктаж), подготовка     одевание     вход в воду      погружение     выполнение задачи погружения       всплытие       выход на сушу (на борт, на берег), с фиксацией в журнале подводных погружений ДСОЛ «Кавказ».

Дальнейшее обучение и сертификация – по существующим в CEDIP правилам: подводный пловец *, **, ***; затем **** - ассистент инструктора     инструктор (CDRUS - CEDIP).

 

3.5. Термины и определения, принятые в программе «Подводная подготовка» в ДСОЛ «Кавказ».

o   Упражнение – практическое освоение навыков обращения и использования подводного снаряжения под руководством инструктора в бассейне или специально оборудованном месте.

o   Погружение (спуск) – организованное и управляемое руководителем спусков погружение, пребывание под водой и выход на сушу пары: инструктор – ученик в подводном (водолазном) снаряжении, оформляемое в журнале подводных погружений.

o   Инструктор – сертифицированный специалист проводящий занятия (уроки) с детьми по теоретической и практической подготовке по учебному плану лагеря «Кавказ».

o   Руководитель погружений (спусков) – сертифицированный специалист инструктор подводного плавания или водолаз, назначенный приказом ответственным за:

- обеспечение качественнойработы инструкторов, проводящих занятия;

- обеспечениебезопасности занятий и соблюдение правил охраны труда инструкторами;

- правильную эксплуатацию и безопасность используемого подводного снаряжения, оборудования

 

3.6.  Инструктажи.

Согласно требованиям законодательства РФ, все должностные лица, работники и ученики перед началом работы (занятий) и в процессе работы проходят инструктажи по ТБ и ОТ, объем, содержание и сроки проведения которых утверждает директор ДСОЛ «Кавказ». Контроль за проведением инструктажей возлагается на работника СОТ (службы охраны труда) ДСОЛ «Кавказ».

3.7.        При составлении программ курса «Подводная подготовка» использованы стандарты безопасности, требования и рекомендации следующих источников:

«Единые правила безопасности труда на водолазных работах»
«Правила безопасной службы» (ПВС-75)
«Справочник пловца-подводника» (под ред. Е.П. Шиканова. М.: Воениздат 77)
«Книга для подводных пловцов» (справочно–учебное издание, ТОРСИНГ, 2002)
«Руководство по подводному спорту» (РПС-79, ДОСААФ СССР)
«Нормативы детского подводного плавания CMAS 1999»(Франция)
Программа «Дети-пловцы» ARPE(Франция)
Рекомендации Председателя CEDIPг-на Мерсье (Франция)
Российский аналог пр. № 272

 

Организация безопасности при занятиях с использованием подводного снаряжения.

 

Общие положения

1. Ответственность за безопасность проведения занятий (теоретических и практических) лежит на инструкторах непосредственно выполняющих занятия (упражнения, погружения).
2. Ответственность за организацию безопасности занятий, за жизнь и здоровье инструкторов и учеников во время занятий и погружений возложена на руководителя погружений:
«Никто, кроме руководителя погружений, не имеет права давать какие-либо указания погружающимся или обслуживающему персоналу. При неправильных действиях руководителя погружений, которые могут привести к несчастному случаю, руководитель погружений может быть отстранен от выполнения своих обязанностей только директором ДСОЛ «Кавказ», который берет на себе командование (ПВС – 75, п. 106)»
3. На месте занятий в воде и на месте погружений должны присутствовать:
- спасатель (страхующий);
- врач;
которые должны быть в состоянии готовности оказать немедленную помощь инструктору или ученику по команде руководителя или инструктора погружений.
Страхующий (спасатель) должен находится вблизи, не далее 10 м., от места занятий, одетым в готовый к работе к-т № 2 – вентили открыты, ласты на ногах, обязательно наличие ножа, маска – на лбу. Допускается (при занятиях на глубинах до 5 м.) страховка в к-те № 1.
4. Во время занятий запрещается кому-либо отвлекать врача, страхующего, инструктора или руководителя погружений.
5. У места погружений должна находиться готовая к использованию автомашина для доставки пострадавшего (в сопровождении врача и инструктора) в лечебное отделение.
6. При занятиях, отдаленных от лагеря (выход в море, выезд на погружение) необходимо обеспечить надежную связь (рация, мобильная связь) между группой и руководством лагеря (дежурным).
 

Перед началом занятий.

1.  Руководитель погружений собирает сведения об учебных заданиях и целях, о прогнозе погоды, температуре воды, прозрачности, скорости течения, готовности оборудования, готовности персонала. Удостоверившись, что все в порядке, отдает распоряжения о порядке проведения занятий.
2.   Инструкторы получают задания и делают рабочую проверку снаряжения и вспомогательных средств.
3.  Страхующие (спасатели) предупреждаются о месте, времени и условиях занятий.
4.  перед началом занятий в воде страхующие (спасатели) принимают меры, предупреждающие прохождение судов (лодок, моторных лодок, водных велосипедов, водных мотоциклов) вблизи места занятий. При подводных погружениях поднимается сигнал «У меня спущен подводный пловец, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом» (знак «два нуля» знак «А», два зеленых огня - ночью), которые снимаются только после выхода из воды последнего погружающегося.

 

Во время занятий.

 1. Важным моментом занятий по курсу «Подводная подготовка» является практическое освоение технических средств-маски, трубки, ласт, акваланга. Как любая техника, они являются объектами повышенной опасности. Маска может разбиться, акваланг – упасть на ноги, нагреться на солнце и лопнуть, регулятор забиться песком и отказать при работе, и т.п. Во время занятий, помимо основной темы, инструктор должен формировать отношение к технике, к контролю ее состояния. Беспечность и шалости необходимо предотвращать и строго пересекать, отстраняя нарушителей от занятий. Этот же принцип должен действовать при занятиях в воде (четыре «не» п. 2.3)
2. Инструктор внимательно следит за физическим и психологическим состоянием учеников, не допуская чрезмерной нагрузки, постоянно находится в контакте с учеником и обменивается с ним сигналами (речь, код рукой, жесты).
3. инструктор постоянно контролирует исправность снаряжения, его нормальную работу и у ученика, и у себя, и обращает внимание ученика на необходимость такого контроля.
4. В ARPEи CMAS рекомендуется принцип «один инструктор – один ученик» при погружениях в CEDIP – до 4-х учеников.
5. Рекомендуется при занятиях быть как можно ближе к детям, удерживать их за руку, быть в непосредственном контакте, показывать, что Вы - рядом.
6. Инструктор должен быть в состоянии реагировать на сигналы старшего инструктора  (руководителя погружений) или лица, его заменяемого.
7. Прим проведении занятий в воде страхующие (спасатели) и врач, находятся у места проведения занятий в постоянной готовности, до доклада инструктора или руководителя погружений об окончании занятий.
8. При проведении учебных погружений руководитель находится на месте погружений, лично обеспечивает безопасность занятий (согласно п. 3.5 «Руководитель погружений»), и индивидуальной инструкции по ОТ.

 

После окончания занятий.

1.       Инструктор пересчитывает учеников, убеждается в их хорошем самочувствии, передает вожатому.
2.       Организует сбор и транспортировку снаряжения, инвентаря к месту хранения.
3.       Ведет необходимую документацию.
4.       Докладывает руководителю погружений (старшему инструктору) о результатах занятий и замечаниях.

 

Действия в аварийных ситуациях.

1. При возникновении ситуации, угрожающей здоровью и жизни ребенка, персонала, окружающих людей или окружающей среде, необходимо немедленно прекратить занятия, сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю и принять меры, предотвращающие угрозу.
2. При несчастном случае необходимо прекратить занятия, сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю, обеспечить безопасность группы, передав ее вожатому или назначив старшего, оказать пострадавшему доврачебную помощь (в отсутствие врача), сохранить место происшествия без изменений до прибытия руководителя.