Форум-2014

 

Общероссийская Ассоциация общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «Дети плюс» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки России проводят ХIХ Всероссийский Форум организаторов детского и молодежного отдыха и оздоровления «Анапа-2014 «Стратегия развития детского отдыха - 2020».

Форум состоится с 10 по 20 сентября 2014 года на базе Детского санаторно-оздоровительного лагеря «Кавказ» (Краснодарский край, город-курорт Анапа, Пионерский проспект, 49).

Официальная тематика Форума: «Стратегия развития детского отдыха - 2020».

В Анапе проходит выставка «Бело-голубые просторы». На ней представлены работы мастеров со всей страны. Ремесло, в котором они работают

почитается в России и за ее пределами. Неповторимыми узорами  гжели полюбоваться можно в отделе краеведения анапского археологического музея. 

Сотрудничество анапского музея и мастеров со всей России началось еще в 2005 году. Именно тогда ремесленники привезли оригинальную выставку. На ней были представлены не только кувшины, подносы, тарелки с классическими узорами, но и символы года по восточному календарю. Тогда это был год собаки. Вот так слились две культуры. Организаторы решили - сотрудничать будут и дальше, а выставка должна радовать гостей новинками и необычными сюрпризами. С тех пор мастера всегда привозят что-нибудь новое и неизведанное. 

Объекты придорожной торговли в Анапе приведут к единому облику

Внешний вид торговых палаток и рынков, расположившихся вдоль федеральных трасс и краевых дорог, должен быть единого образца. Этого потребовал глава Анапы, проинспектировав объекты придорожного сервиса. Сергей Сергеев побывал в каждом сельском округе. И дал ряд поручений местным главам и ответственным службам.

Курортный сезон в самом разгаре, в Анапу едут все новые отдыхающие. А по дороге наши гости делают остановки: заглядывают в кафе, заходят в магазины и на рынки, расположенные вдоль трасс. Как встречают гостей на объектах придорожной торговли и можно ли говорить о придорожном сервисе как таковом?

Эти вопросы стали главными во время очередного объезда главы Анапы въездных федеральных трасс. С первых же минут рабочей поездки Сергеев делает серьезные замечания предпринимателям. Например, хозяину магазина на трассе перед хутором Тарусин. Здесь торгуют товарами для садоводов, оригинальными фигурами для оформления дачных участков. Все это, безусловно, интересная и нужная людям продукция. Вот только выставлять ее почти у самой обочины дороги, значит, создавать угрозу для проезжающих мимо автолюбителей. На долю секунды задержишь взгляд на этой красоте, и аварии не избежать.

«Это полоса отвода, здесь ничего не должно быть! - говорит глава Анапы. И добавляет про саму торговую точку и выставленный перед ней товар: Обновить вывеску и облагородить территорию. Не в траве и бурьяне стоять всей этой красоте. Пусть оно будет: никто по рукам не бьет. Но должно быть цивилизованно!»

Еще одна остановка – торговый объект, на котором Сергей Сергеев уже акцентировал свое внимание во время майского объезда въездных трасс. Тогда он был возмущен увиденным: царящей в помещениях пекарни антисанитарией, видом торгового зала и неопрятностью продавца. Собственник придорожного бизнеса услышал замечания главы. Сегодня в помещениях пекарни идет ремонт, на прилегающей территории выложена плитка и высажены цветы. Совсем другой вид и отношение. Глава поблагодарил предпринимателя и сделал еще одну ремарку: не надо держать покупателей на улице у небольшого окошка, торговля должна осуществляться внутри магазина.

Придорожный сервис - это еще и заправки вдоль трасс. Радуют глаз такие, например, благоустроенные и ухоженные, как АЗС «Роснефти» на трассе Анапа – Новороссийск в районе Юровки и Гостагаевской. На территории порядок и чистота, разбиты цветочные клумбы.

Сельскохозяйственные рынки вдоль въездных трасс, будь то отдельно стоящая палатка или павильон или мини-ярмарка, - все должно быть приведено к «единому знаменателю». Да, на прилавках изобилие – арбузы, дыни, персики, яблоки, груши, а вот оформление «нулевое». Почему бы не сделать саморекламу с помощью ярких плакатов и слоганов: «Покупай кубанское!», «Кубанское – самое лучшее!». 

Яркий баннер, единое дизайнерское решение, форма и бейджи для продавцов – если торговать, то только так. «Придорожный сервис должен быть цивилизованным!»  - главное требование Сергеева. Свои замечания он адресовал главам сельских округов, это их зона ответственности. И городским службам. Сроки для устранения недостатков даны небольшие, но реальные. Тем более что впереди еще два месяца активной торговли. Глава Анапы подчеркнул: он обязательно вернется к этой теме и проконтролирует выполнение поручений.

ПРОГРАММА

организации активного отдыха и обучения детей 2014 году

в детском санаторно - оздоровительном лагере «Кавказ»

 Авторы:

к.п.н. Л.С. Леднева

к.п.н. Т.Е. Зимина

Е.М. Бондаренко

АНАПА - 2014

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Паспорт программы организации активного отдыха и обучения   детей в детском санаторно-оздоровительном лагере «Кавказ»

1.1. Нормативно-правовые основания Программы

 1.2. Пояснительная записка

 1.3. Имеющийся опыт внедрения Программы

1.4. Адресаты Программы

1.5. Цель Программы

1.6. Задачи Программы

1.7. Содержание Программы

1.8. Сроки реализации Программы

1.9. Структура организации

1.10. Кадры программы

1.11.Необходимые условия реализации Программы

1.12. Результаты Программы

1.13. Информационная карта программы

2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Формирование компетенции здоровьесбережения и саморегуляции в среде детско – взрослого коллектива (ВДВК)

3. ДОСУГОВАЯ  ПРОГРАММА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 1. Деятельное эколого - биологическое образование

 2. Спортивно - оздоровительное образование                                                               3. Психо – физическое  образование и курсы самопознания

4.  Организационно – структурные действия                                                                                                                                      5.  Эстетическое образование                                                                                         6. Планы и проекты планов смен

 

1. Паспорт программы организации активного отдыха и обучения детей в детском санаторно-оздоровительном лагере «Кавказ»

Фундаментом жизнедеятельности детского лагеря является организация пространства для восстановления здоровья и содержательного отдыха детей. Обстановка в нём существенно отличается от той, к которой подростки привыкли в повседневной жизни – это является ключевым фактором для построения содержания смен.

Наименование Программы:

Программа организации активного отдыха и обучения детей в детском санаторно-оздоровительном лагере «Кавказ»

1.1.Нормативно-правовые основания Программы:

- Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3;

- Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95 с изменениями от 15.11.97, 27.06.98, 02.01.00);

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году» от 17 апреля 2006 г.        № 215;

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2005 году» от 1 апреля 2005 г.           N 335-р;

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2004 году» от 5 марта 2004 г.            N 320-р;

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 году» от 20 марта 2000 г. N 238;

- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году» от 15 марта 2006 г. № 5;

- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2005 году» от 8 апреля 2005 г. №14;

- Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» от 21 марта 2007 г.        N 172;

- Распоряжение Главы администрации Краснодарского края «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей Краснодарского края в 2007 году» от 9 марта 2007 г. N 196-р г. Краснодар;

- Приказ департамента здравоохранения Краснодарского края «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей Краснодарского края в 2007 году» от 30 марта 2007 г. № 231-ОД г. Краснодар;

        -  Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году» от 5 марта 2007 года №144;

- Санитарно – эпидемологические правила и нормативы, СанПиН  2.4.4.3155 – 13 от 18.04.14 регистрационный номер 32024.

1.2. Пояснительная записка.

Организация отдыха детей и подростков была и остаётся в ряду важных социальных направлений: право подрастающего поколения на отдых всегда было неоспоримо, и государство стремилось всестороннее поддержать систему отдыха и оздоровления. Организация отдыха детей диктует необходимость поиска новых путей развития системы воспитания, оздоровления, досуговой деятельности. Современные условия ещё больше усложнили подросткам поиск себя, гармоничное взаимодействие с окружающим миром и с самим собой.  Исходя из этого, организация жизнедеятельности отдыхающих в ДСОЛ «Кавказ» основывается на следующих идеях:

1.                   на приоритетах интересов каждого ребенка, которые не могут никем, ни при каких условиях быть подставлены под сомнения;

2.                   на включение всех отдыхающих и сотрудников санатория в общий процесс разнообразной деятельности, осуществляемой на территории, 

основанной на принципах гуманизма, духовности, нравственности;

3.                   на изменении представлений участников образовательных программ о себе, о мире, об отношениях с окружающими людьми;

4.                   на оказании  помощи  каждому  участнику  программ в  выборе  индивидуальных  способов  образовательной  и  творческой деятельности;

5.                   на сочетании активного отдыха с познанием себя и окружающего мира.

1.2.1. Глоссарий программы.

Время пребывания ребенка в лагере – это не только отдых, это период, когда школьники значительно пополняют свой практический опыт, получают новую информацию, умения и навыки, на которые школа не всегда ориентирована. Отдых вне дома – особо ценностный период в развитии и саморазвитии детей.

Лагерь - это территория отдыха, новых дел, новых событий, новых встреч и друзей.

Каникулы  это период, когда дети могут сами «сделать свою жизнь», наполнив её новыми знакомствами, интересными и полезными занятиями, научиться чему- то новому – именно такие возможности открывают для ребёнка оздоровительные лагеря. Это возможности для развития творческого потенциала детей, совершенствование личных возможностей, удовлетворение индивидуальных потребностей, саморазвитие, самоопределение, познание окружающего мира и себя в этом мире.

Активный отдых – естественное психо - физическое состояние человека, достигаемое в процессе переключения с одного вида деятельности на другой и заключающееся в восстановлении физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека в свободное время, в часы досуга.

1.2.2. Обоснование актуальности программы.

Оздоровительный лагерь обладает объективным потенциалом  расширения социального опыта и позитивного отношения к активному отдыху у детей и подростков, благодаря включённости в разнообразную деятельность. Порождение определённых отношений личности ребёнка, развитие которых происходит в направлении от эмоционально - неосознаваемого к рационально – осознаваемому, к активному отдыху происходит при создании целенаправленной системы взаимоотношений между участниками временного детско - взрослого коллектива. Это позволяет сознательно использовать время отдыха для самосовершенствования интеллектуальной, физической, духовной сферы жизни.

1.3. Имеющийся опыт внедрения Программы

Основные теоретические и методические подходы к обоснованию настоящей Программы были разработаны в рамках реализации различных тематических и специализированных смен на базе детского оздоровительного лагеря «Кавказ». Имеющаяся практика проведения подобных смен, а также результаты последействия диктуют настоятельную необходимость перевода деятельности лагеря в круглогодичный режим функционирования. Опыт деятельности ДСОЛ «Кавказ» неоднократно представлен и обобщен на семинарах регионального, межрегионального и международного уровня.

1.4. Адресаты программы.

Данная программа предназначена для детей и подростков от 7 до 17 лет, желающих с пользой для здоровья и развития личности провести отдых в лагере, а также для студентов и педагогических сотрудников, помогающим детям реализовать свои возможности, участвуя в данной Программе.

1.5. Цель программы.

Организация разносторонне развивающего активного  отдыха  детей и подростков: содействие психо - физическому, интеллектуальному, нравственному и духовному развитию детей, сознательному осмыслению своей роли и места в окружающем мире.

1.6. Задачи:

·                     Создать возможности для реализации разносторонних интересов и увлечений детей;

·                     Выявлять и развивать творческий потенциал каждого ребёнка в лагере, включая его в разнообразную практическую деятельность;

·                     Организовать интересный, познавательный и увлекательный досуг;

·                     Воспитание экологической культуры, привитие бережного отношения к природе;

·                     Развивать организаторские, коммуникативные способности;

·                      Создать в детском коллективе атмосферу доброты, дружбы, творчества, сотрудничества, позитивного общения, способствующую развитию коммуникативности и организационных навыков, накапливанию личного социального опыта;

·                     Создать благоприятные условия для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха;

·                     Формировать потребность в саморазвитии и навыки получения новой информации из области интересующих знаний.

1.7. Содержание программы.

1.                   Оздоровительно – восстановительное, которое понимается как комплекс условий и действий, обеспечивающих охрану здоровья детей, восстановления их физических и психических сил.

2.                   Досуговое – создание условий для реализации разнообразных интересов и потребностей детей в различных видах деятельности: познавательная, игровая, творческая, спортивная.

3.                   Дополнительное образование – средство совершенствования духовного здоровья личности, дающее ощущение свободы, необходимое для поиска гармонии в себе, в окружающем мире, гармонии во взаимоотношениях с другими людьми.

Совокупность этих направлений осуществляет основополагающую идею педагогики лета, которая состоит в том, что жизнедеятельность ребёнка в свободное время – это добровольная практическая деятельность, которая совершается личностью с целью самовыражения, самоутверждения и удовлетворения своих интересов в условиях коллективной деятельности, максимальное раскрытие способностей.

1.8. Сроки реализации Программы.

 Программа рассчитана на поэтапное внедрение в течение десяти лет – с 2008 по 2018 гг.

1.9. Структура управления педагогического подразделения организации.

Структура  деятельности ДСОЛ «Кавказ» определяется Уставом учреждения.

Содержание      деятельности      сотрудников  группы  управления  ДСОЛ  «Кавказ»  определяется следующими параметрами:

                      Директор ДСОЛ

-   определение перспектив развития Лагеря;

- осуществление      непосредственного      руководства      деятельностью педагогического коллектива;

- организация   взаимодействия   членов   педагогической   управленческой
«команды»;

-   обеспечение управленческих и концептуальных контрактов, необходимых
для функционирования Лагеря.

                      Зам. директора по воспитательной работе

- определение стратегических и тактических задач развития;

-    непосредственное управление ходом педагогического процесса;

-    реализация принципов формирования производственной программой года;

- отбор   и   реализация   тематических   программ   развивающего   отдыха
детей и
подростков;

-    организация исполнения текущих планов работы;

-    анализ содержания образовательных программ и выбор оптимальных методов для их реализации.

                      Педагог -  организатор методической службы

-   разработка планов смен;

-  подбор и комплектование содержательного материала к плану деятельности сезонов;

-  обеспечение   методической   подготовки   вожатского состава;

-  анализ    педагогической    документации    с    фиксацией    промежуточных результатов     и  оперативным решением  проблем,   возникающих  в  ходе реализации образовательных программ.

                      Педагог – организатор психологической службы

-  осуществление целенаправленного руководства психо- физической программы;

-     оказание помощи в разработке содержания курсов психо- физической программы;

-    участие в подборе кадров для психо – физической программы;

-  обучение необходимым навыкам педагогического коллектива для деятельностного включения в психо – физическую программу;

-  анализ    педагогической    документации    с    фиксацией    промежуточных результатов  по психо – физической программе  и  оперативным решением  проблем,   возникающих  в  ходе реализации образовательных программ.

                     Педагог – организатор  организационной службы

- комбинаторика  различного рода расписаний и графиков;

- координирование посещений лечения и экскурсий;

- ведение документации.

Примечание

Штатное расписание и функционал сотрудников педагогического состава является сферой компетентности генерального директора и могут быть изменены в зависимости от хода реализации тематических образовательных программ или по представлению членов административно-управленческой группы.

1.10. Кадры программы

Круглогодичный характер деятельности определяет специфику подбора и подготовки педагогических кадров. В качестве механизмов формирования педагогического состава  могут выступать следующие:

         Формирование   коллектива   педагогов  из  числа специалистов различного  профиля.

         Заключение  долгосрочных  договоров  с  территориями о
направлении в сопровождение детских групп педагогов, которые  будут вести  образовательные курсы  в течение сезона.

         Обеспечение   педагогической   практики   студентов   педагогических
факультетов высших и средних образовательных заведений.

1.11. Необходимые условия реализации.

         Информационное обеспечение предполагает постоянное поступление информации о происходящих процессах в сфере интересов деятельности  летнего отдыха, а также достоверное информирование общественности о содержании деятельности педагогического коллектива.   

         Научно-методическое   обеспечение   есть  важный  фактор продуктивности    работы    педагогического    коллектива.  Стимулирует и удерживает коллектив в рамках творческой исследовательской деятельности. 

         Материально – техническое обеспечение помогает расширять деятельностное пространство лагеря, а также определяет долгосрочные перспективы развития и совершенствования содержания образовательных программ.

             Экономическое    и    финансовое    обеспечение.   

Объем финансирования определяется ежегодно на основе сметы по обеспечению реализации каждого этапа Программы.

              Кадровое обеспечение.

              Создание и обеспечение функционирования различных деятельностных  пространств.

1.12. Результаты программы.

Через вовлечение детей в разнообразные виды деятельности предполагается их личностный рост, повышение общего уровня культуры, обретение социального опыта, а также развитие интереса к дальнейшему процессу самопознания.

 

 

1.13. Информационная карта программы

 

1

 

Полное название программы

Программа организации активного отдыха и обучения детей в ДСОЛ «Кавказ»

2

Руководитель программы

Генеральный директор Леднева Л.С.

3

Адрес организации

Краснодарский край, г. Анапа,

Пионерский проспект, 49, 353456

4

Телефон/факс с междугородним кодом

8-86133-3-31-32

5

Цель программы

Организация развивающего активного  отдыха детей и подростков, содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей, сознательному осмыслению своей роли и места в окружающем мире.

6

Условия достижения целей и задач программы

- наличие специалистов на каждое заявленное направление работы

- обеспечение финансирования программы

7

Основные направления программы

- деятельность по формированию компетенции здоровьесбережения и саморегуляции в среде ВДВК;

- досуговая деятельность

8

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на поэтапное внедрение в течение десяти лет – с 2008 по 2018 гг.

9

Место реализации программы

ЗАО «Детский санаторно-оздоровительный лагерь «Кавказ» круглогодичного действия»

10

Официальный язык программы

Русский

11

Общее количество участников программы

Детей: 600 чел. в 1 смену

Педагогов: 50-60 чел.

12

Краткое содержание программы

Программа комплексная, включающая в себя  достаточное количество проектов, направленных на формирование умений и навыков, необходимых для самоорганизации личного жизненного пространства и саморазвития.

13

Исполнители основных действий

педагоги и медики лагеря

14

 Ожидаемые результаты

- укрепление физического и психологического здоровья;

- развитие навыков самообслуживания потребностей своего тела и своего бытого пространства;

- развитие творческого подхода в организации свободного времени.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Формирование компетенции здоровьесбережения и  саморегуляции в среде временного детско - взрослого коллектива (ВДВК)

Условия ВДВК всегда создавали пространство, отличное от привычного образа жизнедеятельности как детей, так и взрослых, что всегда позволяло реализовывать проекты, требующие погружения в определённую информационно – деятельностную среду. Для авторского коллектива программы «Помоги себе сам» особенно важен тот факт, что традиционные сроки санаторного сезона (21 день) являются минимальным промежутком времени для выработки привычки. Разрабатываемая тема лежит в области здоровьесбережения и саморегуляции человеческого организма с помощью погружения  во включённое чувственное проживание действий и ситуаций предлагаемой программы каждым участником согласно своим индивидуальным потребностям и запросам. Результатом чего является наличие комплекса понятийных и практических навыков (знаний и умений) для применения в повседневной жизни.

«Главное здесь - не столько в отвлечённом теоретизировании, сколько  в его сочетании с практическими навыками, неустанной их тренировке и самонаблюдении. Для того чтобы знание стало в полном смысле личностным – как неотъемлемая часть собственного «я», как привычный и прилаженный инструмент для работы, - оно должно опираться на личную практику»

(М.Е. Сандомирский).

Актуальность и проблема:

Идеей для разработки  данной программы послужили  два взаимосвязанных положения в понимании авторами современной ситуации в социуме.

Основной объём теоретических и практических знаний, закладываемый в подрастающее поколение, диктуется внешней средой обитания, которая меняется согласно процессам эволюции и в зависимости от запросов социума. Можно смело называть современное человеческое сообщество «цивилизацией четырёх стен с индивидуальным виртуальным миром». В наше время горожане большую часть проводят в помещениях с искусственным микроклиматом. В таких условиях они находятся и на работе, и дома, и во время отдыха. Происходит частичная изоляция от естественной климатической среды, что приводит к понижению различных физиологических приспособительных реакций, ослабляет взаимосвязи между внешней и внутренней средой организма. Цена такой самоизоляции от природы - снижение иммунитета, устойчивости к простудным заболеваниям, более частый переход «обычных» болезней в хронические формы, трудно поддающееся лечению. «Нужно считать не часы, отводимые для пребывания на свежем воздухе, а наоборот, часы, проводимые в комнатах, и считать их потерянным временем или даже хуже того - временем, приносящим зло вместо добра»  (врач - климатолог В.Н. Дмитриева).

Бездумное упование на блага цивилизации постепенно уводит нас из настоящего мира в искусственный со всеми вытекающими из этого последствиями.

« До чего дошел прогресс:

Труд физический исчез,

Да и умственный заменит

Механический процесс.

Позабыты хлопоты,

Остановлен бег.

Вкалывают роботы,

Счастлив человек...» - поётся  в одной известной детской песне.

Детвора, конечно же, счастлива: сутками просиживает за компьютером, телевизор – это уже прошлый век; сотовый телефон – это «часть тела», отсутствие которого приводит к ощущению неудобства, а то и нервного срыва, примеры можно продолжать. Траектория передвижения по карте жизни дня у рядового подростка состоит в основном из посещения «четырёх стен» (дом – школа – клуб, кафе, учреждение доп. образования и т. п.- дом) и желательно на любом виде транспорта.  Существует снижение двигательной активности жителей «развитых» стран из - за того, что «вкалывают роботы». Человек создан природой в расчёте на активную деятельность, требующую затрат энергии. И даже при малоподвижном образе жизни человеческий организм инстинктивно испытывает потребность в двигательной нагрузке. Если она не удовлетворяется, то происходят разного рода отклонения от физических и психических норм.

Сегодня члены семьи проводят всё меньше и меньше времени друг с другом. Дома в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером, и, как следствие этого, -  страдания от одиночества и изоляции. Исходя из этого семейного уклада, устанавливается хроническое неумение устанавливать и поддерживать контакты разного характера (приятельские, дружеские, соседские, деловые, творческие и т. д.) между людьми своего возрастного круга.

«В детстве каждого территориального животного особый момент - период закрепления территории. В это время происходит импринтинг - запечатление в мозгу облика окружающего мира. Запечатление навсегда...»  (доктор биологических наук В.Р. Дольник, «Непослушное дитя биосферы»).

Подмечено, что с появлением очередного «дара прогресса» направленного на улучшение качества жизни человека со временем перерастает в очередное ущемление. И закрепление этой ущербности происходит с каждым новым подрастающим поколением. Современных подростков и молодёжь юношеского возраста назвали «поколением пепси». Для справки, в США в авиакомпаниях  за отсутствием растворительной жидкости для мытья иллюминаторов, рекомендуют использовать пепси-колу.

В обществе принято представление о духовности, которое больше связывают с культурностью, интеллигентностью, религиозностью. К духовности, на самом деле, всё это имеет косвенное отношение. Создавать условия для развития духовности необходимо начинать с изучения и понимания потребностей и возможностей  своего тела. «… общей основной задачей является создание и сохранение благоприятных условий для духовного развития человечества. Мы с великим трудом взрастили человеческое тело, оно считается наиболее ценным приобретением в этом мире, поэтому мы обязаны его всячески оберегать, ведь без него дальнейшее развитие души будет приостановлено. Недаром предки говорили, что человеческое тело является не гробницей души, а светильником Закона, и мы должны обеспечить ему необходимые условия для жизни, а значит, и для  духовного развития» (А.В. Трехлебов).

Отсутствие должного внимания к биологической части нашего «Я» (физика и психика), понимания её устройства и жизни лишает человека возможности  осознавать себя полноценным и полноправным жителем планета Земля.

Цель программы: Формирование навыков здравого образа жизни через приобретение знаний и умений по сохранению и укреплению своего биологического (физического и психического) здоровья.                                                 Содержание и структура программы:

Все курсы и организационно - структурные действия программы направлены на приобретение знаний и навыков по обращению внимания, пониманию и обслуживанию своего биологического тела. Содержание базируется на четырёх основах:

Действие и отдых (активизация и релаксация);

Дыхание;

Концентрация внимания;

Образное мышление (эйдическое мышление, «эйдос» - с греч. «яркий образ»).

Это значит, что все занятия программы направлены на раскрытие семантики этих понятий и приобретение конкретных навыков по их применению.

Программа состоит из курсов:

Здоровье Развивающая Гимнастика (ЗРГ).

В понятие «Здоровье Развивающей Гимнастики» авторы программы вкладывают комплексы психофизических упражнений из разных оздоровительных систем (йога, ци - гун, славянская гимнастика, современные разработки и т. д.) - всё то, что позволяет при использовании поддерживать и при необходимости восстанавливать состояние физического и психического здоровья.

Релаксация.

Практическая психология (телесная ориентация, сказко-терапия, арт-терапия, Театр Архетипов).

Спорт - часы (подвижные «дворовые игры»)

Занятия альпинизмом.

Занятия подводным плаванием.

Аквааэробика.

Клубное пространство с беседами по темам программы.

Прикладное творчество (макраме, оригами и т.п.)

Организационно - структурные действия:

Утренняя психофизическая «Зарядка бодрости».

Комплекс вечерней дыхательной гимнастики «Ночное дыхание».

Десятидневный курс принятия кислородного коктейля и фиточаёв.

Водные процедуры (морские купания, бассейн, сауна).

Терренкур (дозированная ходьба).

Деятельность дня планируется с минимальным присутствием  в «четырёх стенах».

Курсы и организационно - структурные действия программы взаимно дополняют друг друга. В итоге складывается единое восприятие смены, как прототипа территории  здравого образа жизни.

Глоссарий программы:

Агрессия –  состояние воинствующей враждебности по отношению к окружающим у человека и животных, от латинского «aggressio» нападение. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.                                            Аутоагрессивное поведение – проекция агрессии на собственную личность; проявляется в различных формах – пьянство, наркомания, рискованное и провоцирующее поведение, самоповреждения и суицидные попытки.

Понимание – это связь действия с образом, с умением словесного объяснения.

Этология – наука о нравах  и обычаях животных. В переводе с греческого «этос» означает «нрав», «обычай».

Экология – наука об образе жизни и связях живых существ со средой обитания. Термин «экология» происходит от греческого слова «ойкос»- дом, причем дом не только как строение, но и как некое единое обжитое пространство вместе со своими чадами, домочадцами и наружным окружением.

 

ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Во время смен создаётся свободное творческое пространство, в котором дети и педагоги могут взаимно  обогатиться в совместной деятельности, прописанной в методике Коллективно – Творческого Дела (КТД). Досуговое пространство ДСОЛ «Кавказ» состоит из: отрядной деятельности; общих игровых и вечерних программ (шоу, танцпол); экскурсионной программы; кинопросмотров.

2014 год в России – Год культуры в России  (УКАЗ Президента Российской Федерации №375 от 22 апреля 2013 гг. В Указе говорится, что Год  культуры будет проведён с целью «… привлечения внимания общества  к развитию культуры, сохранения культурно – исторического наследия и роли российской культуры во всём мире»). Этот Указ явился основой темы содержания досуговой программы сезонов лета 2014.

Cмены в ДСОЛ «Кавказ» - «Долгожданный мир каникул»:

1 смена – 29 мая -23 июня

2 смена – 23 июня - 12 июля

3 смена – 13 июля – 2 августа

4 смена – 3 августа – 29 августа

5 смена – 29 августа – 20 сентября