Форум-2014

 

Общероссийская Ассоциация общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «Дети плюс» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки России проводят ХIХ Всероссийский Форум организаторов детского и молодежного отдыха и оздоровления «Анапа-2014 «Стратегия развития детского отдыха - 2020».

Форум состоится с 10 по 20 сентября 2014 года на базе Детского санаторно-оздоровительного лагеря «Кавказ» (Краснодарский край, город-курорт Анапа, Пионерский проспект, 49).

Официальная тематика Форума: «Стратегия развития детского отдыха - 2020».

В Анапе проходит выставка «Бело-голубые просторы». На ней представлены работы мастеров со всей страны. Ремесло, в котором они работают

почитается в России и за ее пределами. Неповторимыми узорами  гжели полюбоваться можно в отделе краеведения анапского археологического музея. 

Сотрудничество анапского музея и мастеров со всей России началось еще в 2005 году. Именно тогда ремесленники привезли оригинальную выставку. На ней были представлены не только кувшины, подносы, тарелки с классическими узорами, но и символы года по восточному календарю. Тогда это был год собаки. Вот так слились две культуры. Организаторы решили - сотрудничать будут и дальше, а выставка должна радовать гостей новинками и необычными сюрпризами. С тех пор мастера всегда привозят что-нибудь новое и неизведанное. 

Объекты придорожной торговли в Анапе приведут к единому облику

Внешний вид торговых палаток и рынков, расположившихся вдоль федеральных трасс и краевых дорог, должен быть единого образца. Этого потребовал глава Анапы, проинспектировав объекты придорожного сервиса. Сергей Сергеев побывал в каждом сельском округе. И дал ряд поручений местным главам и ответственным службам.

Курортный сезон в самом разгаре, в Анапу едут все новые отдыхающие. А по дороге наши гости делают остановки: заглядывают в кафе, заходят в магазины и на рынки, расположенные вдоль трасс. Как встречают гостей на объектах придорожной торговли и можно ли говорить о придорожном сервисе как таковом?

Эти вопросы стали главными во время очередного объезда главы Анапы въездных федеральных трасс. С первых же минут рабочей поездки Сергеев делает серьезные замечания предпринимателям. Например, хозяину магазина на трассе перед хутором Тарусин. Здесь торгуют товарами для садоводов, оригинальными фигурами для оформления дачных участков. Все это, безусловно, интересная и нужная людям продукция. Вот только выставлять ее почти у самой обочины дороги, значит, создавать угрозу для проезжающих мимо автолюбителей. На долю секунды задержишь взгляд на этой красоте, и аварии не избежать.

«Это полоса отвода, здесь ничего не должно быть! - говорит глава Анапы. И добавляет про саму торговую точку и выставленный перед ней товар: Обновить вывеску и облагородить территорию. Не в траве и бурьяне стоять всей этой красоте. Пусть оно будет: никто по рукам не бьет. Но должно быть цивилизованно!»

Еще одна остановка – торговый объект, на котором Сергей Сергеев уже акцентировал свое внимание во время майского объезда въездных трасс. Тогда он был возмущен увиденным: царящей в помещениях пекарни антисанитарией, видом торгового зала и неопрятностью продавца. Собственник придорожного бизнеса услышал замечания главы. Сегодня в помещениях пекарни идет ремонт, на прилегающей территории выложена плитка и высажены цветы. Совсем другой вид и отношение. Глава поблагодарил предпринимателя и сделал еще одну ремарку: не надо держать покупателей на улице у небольшого окошка, торговля должна осуществляться внутри магазина.

Придорожный сервис - это еще и заправки вдоль трасс. Радуют глаз такие, например, благоустроенные и ухоженные, как АЗС «Роснефти» на трассе Анапа – Новороссийск в районе Юровки и Гостагаевской. На территории порядок и чистота, разбиты цветочные клумбы.

Сельскохозяйственные рынки вдоль въездных трасс, будь то отдельно стоящая палатка или павильон или мини-ярмарка, - все должно быть приведено к «единому знаменателю». Да, на прилавках изобилие – арбузы, дыни, персики, яблоки, груши, а вот оформление «нулевое». Почему бы не сделать саморекламу с помощью ярких плакатов и слоганов: «Покупай кубанское!», «Кубанское – самое лучшее!». 

Яркий баннер, единое дизайнерское решение, форма и бейджи для продавцов – если торговать, то только так. «Придорожный сервис должен быть цивилизованным!»  - главное требование Сергеева. Свои замечания он адресовал главам сельских округов, это их зона ответственности. И городским службам. Сроки для устранения недостатков даны небольшие, но реальные. Тем более что впереди еще два месяца активной торговли. Глава Анапы подчеркнул: он обязательно вернется к этой теме и проконтролирует выполнение поручений.

 «ЖИЗНЬ ЧЕРНОГО МОРЯ»

 Комплексная программа экологического образования

 АВТОРЫ

 к.б.н.  А.О. ВЕРШИНИН

 к.п.н.  Т.Е.ЗИМИНА

 Н.А. КОЗЛОВА, Н.С. БЛАЖКО

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Достоинства и недостатки традиционного образования

Что же такое экспериментальное и экспериментальное экологическое образование?

Исторические корни экспериментального образования

Современное состояние экспериментального образования

Экспериментальное экологическое образование в детском летнем лагере

Некоторые конкретные программы

Пример программы для детских лагерей, расположенных у моря - «Всему учит море.

 Все знания - через радость».

Что дает экспериментальное экологическое образование

Возможности комплексного использования программ экспериментального экологического

бразования

Еще одна важная деталь

 

ВВЕДЕНИЕ.

Учитывая собственный и международный опыт, теоретические знания о том, что экспериментальное образование способствует снижению психических расстройств у людей всех возрастов, а самое главное - у детей и подростков, раскрепощает и развивает личность, закладывает фундамент здоровых взаимоотношений, прививает любовь ко всему живому, имеет преимущество в том, что учащийся сразу видит результат своего труда, а это способствует изменению социальной позиции от критики и деструкции к созиданию. Можно полагать, что именно этому образованию удастся смягчить кризис в системе образования и воспитания в России. Поэтому в данный момент российское образование, вероятно, может включать элементы экспериентального образования в учебный процесс. Но очень важно наряду с привлечением международного опыта не потерять собственные находки и традиции экспериентального образования и воспитания, которые широко использовались в России.

 

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

традиционного образования

        Традиционная модель обучения строится, как правило, по принципу ОБУЧЕНИЕ - НАБЛЮДЕНИЕ - ДЕЙСТВИЕ. Вы обучаетесь чему-либо - принципу, или модели, или стратегии, а затем наблюдаете, как этот принцип или модель применяются. Наконец, когда-то в неопределенном будущем Вам предстоит применять их на практике, то чему Вас научили. Этот дедуктивный подход дал миру многих выдающихся мастеров, ученых писателей. Огромный пласт нашей национальной и мировой культуры и традиций сформировался на его основе. Традиционный подход в образовании позволяет не изобретать вновь колесо, а получать и накапливать новые знания в готовом виде, экономя время и усилия. Достоинства традиционной системы образования в основном всем известны. Но, как и у любого положительного явления, у него есть и ряд недостатков.

 

Во-первых» при традиционном подходе передача информации идет в основном посредством абстрактных понятий и символических средств. Качество усвоения информации в значительной степени зависит от способности учащегося воспринимать, понимать и использовать этот символический язык. В частности, если у учащегося низкий культурный уровень и недостаточно развиты лингвистические и вербальные навыки и занятия, то усвоение информации затрудняется.

 

Во-вторых, большим недостатком традиционной модели образования является ее сконцентрированность на абстракциях, которые нет необходимости немедленно применять в повседневной жизни, т.е. процессы, происходящие во внешнем мире, никак не сказываются с усвоенными концепциями, мыслями и оценками учащегося. Иными словами, реальная жизнь и получаемые учащимися знания не пересекаются, дополняя и обогащая друг друга, а находятся как бы в параллельных плоскостях.

Поэтому люди, которые осмыслили символический язык, очень часто не способны на практике активно, творчески применить выученную теорию*.

Третьим крупным недостатком традиционной модели усвоения информации является слишком большой временной промежуток между первыми и последними ступенями обучения, т.е. выполнение конкретных действий и достижение практических результатов, которые являются мощным внутренним стимулом обучения, в этой модели отодвинуты в неопределенное будущее и стоят в конце последовательности цепи обучения. Поэтому возникает необходимость использовать внешнюю мотивацию в виде оценок и других искусственных стимулов.

В-четвертых, традиционное обучение имеет дело с развитием интеллекта. Оно часто недооценивает физические и эмоциональные моменты в развитии личности, игнорируя вопросы самодисциплины и отношений с окружающими людьми, часто забывая об элементарном, не говоря уже об эколого-психологическом воспитании. Между тем, «мягкость» и комфортность современного существования в широком смысле этих слов, отсутствие приключений и риска, распространение наркотиков, стимуляторов, транквилизаторов и других средств ухода от действительности способствуют воспитанию безынициативной, недисциплинированной и физически слабой молодежи. Быстрый темп жизни в сочетании с современным конвейерным типом массового производства товаров уничтожают потребность личности в искусной работе, творчестве и мастерстве. Безликость, рационализм и бюрократизм государственного устройства ведут к потере чувства причастности, личной ответственности и сострадания. Все эти болезни современной цивилизации вызывают у значительной части молодежи апатию, цинизм, чувство беспомощности, социальное и моральное бесчувствие.

 

   *Так, профессор ЮА Устынюк в своей статье «Как сесть в уходящий поезд?* (Химия и жизнь, 1988. № 8-9)  приводит  пример  одного  эксперимента,   проведенного  на химическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и выявившего пороки существующей системы образования, ориентированной только ни заполнение памяти. Простые вопросы экзаменаторов, требовавшие сопоставления фактов из курсов смежных дисциплин или поисков аналогий, ставили тупик самых прилежных студентов, привыкших излагать близко к тексту выученную информацию. Из этого автор делает вывод, что современная система образования даже в таком престижном заведении, как химфак МГУ, считающемся флагманом нашей химической школы, не способна дать активного и творческого владения знаниями.

 

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЫЮЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

В жизни мы приобретаем знания не только в результате запоминания материалов из учебников, но и на собственном опыте, приметно так же, как подмастерья приобретают навыки, работая с мастером. Другими слова, наши знания - это наш жизненный опыт.

Модель экспериментального образования, в отличие от традиционного образования, предполагает обратную последовательность цепи обучения: ДЕЙСТВИЕ (основанное на минимальном опыте) - НАБЛЮДЕНИЕ -ОБУЧЕНИЕ. В определенной, специально организованной ситуации Вы вынуждены выполнить какое-либо действие, чтобы решить поставленную задачу; наблюдая и критически анализируя совершенное действие, Вы приобретаете опыт, который явится основой для дальнейших действий. Таким образом, знания и умения приобретаются на собственном опыте, и результатом такого обучения является формирование нового осмысленного опыта, что позволяет влиять на поведение и развитие личности.

Однако при обучении по методике экспериментального образования познание основывается не только на личном опыте, но и на мировом, в частности на национальном, историческом и культурном опыте.

При экспериментальном подходе мотивация обучения является внутренней и не требует искусственных стимулов, так как действие стоит в начале последовательности обучения. Учащийся должен решить задачу, совершая действие. Чтобы правильно направить это действие, он должен изучить необходимую информацию, затем обобщить последствия этого действия, то есть извлечь опыт и приобрести навыки, необходимые для дальнейших действий. Подобное обучение приводит к более глубокому усвоению информации, так как все выученное ассоциируется с конкретными действиями и событиями, а не с абстрактными символами и общими принципами. Таким образом, в отличие от традиционного образования экспериментальное строится не на простом повторении информации из книг, учебников и лекций, а на целом мире новых индивидуальных открытий. Оно дает радость познания, и даже непосредственное веселье в процессе обучения на некоторых курсах, т.е. связано с положительными эмоциями, что способствует успеху в обучении.

Экспериментальное образование не является чем-то новым, его элементы, как правило, всегда присутствовали и присутствуют в традиционном обучении. Простейшим и наиболее распространенным примером является включение в академические курсы таких материалов и фактов, которые исходят из жизненного опыта учащихся.

В зарубежной практике на современном этапе методы экспериментального образования применяются в основном не для получения профессиональных знаний, а для формирования характера молодого человека, воспитания в нем гражданской и моральной ответственности. Хотя и в профессиональнойподготовке экспериментальное образование могло бы оказаться очень полезным.

Таким образом, экспериментальное образование - это образование, которое получают не только в результате запоминания предлагаемых материалов и фактов, но и посредством приобретения собственного опыта, возникающего при коллективном или индивидуальном решении разнообразных теоретических, практических и научных задач различными способами и методами с использованием полученной информации в нестандартной, а порой и экстремальной ситуации, непривычной для нашего традиционного способа обучения.

Особенностью экспериментального экологического образования является то, что образовательная среда (в том числе и организованная с использованием естественной природной среды) выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. Оно является методологической основой для обучения практической деятельности в соответствии с природными закономерностями. Экспериментальное экологическое образование является одним из направлений деятельного подхода к обучению (образовательная информация усваивается в процессе активного приобретения собственного жизненного опыта).

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Корни экспериментального образования уходят далеко в прошлое. Так, например, в Древнем Китае учитель при обучении различных групп учащихся ставил их в необычные, порой экстремальные условия, и ученики должны были найти выход из сложившейся ситуации. Решив общими усилиями поставленную задачу, ученики становились обладателями нового для себя опыта. Таким образом, они учились приобретать опыт и знания, не слушая лекции, а путем общих, коллективных условий.

Принципы экспериментального образования встречаются и в учении йогов. Они резко разграничивают информацию и опыт. Первая представляет собой багаж теоретических знаний, которые могут легко стереться в памяти без подкрепления практической деятельностью. Опыт так же является информацией, однако в усвоении ее принимали не только мозг, но и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. В результате информация превращается в опыт, прочно откладывается в сознании человека, входит в его жизнь и становится одним из тех кирпичиков, из которых и складывается уровень развития человека.